A310 F-OGYP 09.07.2006

    Межгосударственный авиационный комитет (МАК) информирует о том, что в соответствии с Российским и международным законодательством техническая комиссия МАК по расследованию катастрофы самолета A310 авиакомпании "Сибирь" в аэропорту Иркутск приступила к работе.
    В составе комиссии специалисты Ространснадзора, Росавиации и других ведомств России.
    В работе комиссии так же примут участие представители Франции как государства-изготовителя и регистрации самолета потерпевшего катастрофу.

11.07.2006

ЗАЯВЛЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО КОМИТЕТА

    Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета, в состав которой входят представители Ространснадзора и Росавиации с участием специалистов Франции (как государства-разработчика и регистрации) приступила к расследованию обстоятельств и причины катастрофы самолета А-310 авиакомпании «Сибирь», происшедшей 9 июля 2006 г. в аэропорту г. Иркутска в полном соответствии с Российским законодательством и международными стандартами.
    Комиссия, с привлечением высококвалифицированных экспертов, включая летный персонал, проводит изучение всех факторов, связанных с аварийной ситуацией, в том числе исследования и анализ метеорологической обстановки, состояния взлетно-посадочной полосы, деятельности наземных служб, радиотехнических средств аэродрома, технической и полетной документации, работы систем и агрегатов самолета и др.
    Крайне важным этапом расследования являются расшифровка и анализ информации, зафиксированной бортовыми средствами объективного контроля (параметрический и речевой самописцы), которые в настоящее время доставлены в Межгосударственный авиационный комитет из Иркутска.
    Речевой регистратор «твердотельного» типа, в параметрическом регистраторе для записи используется магнитная лента.
    Согласно предварительным данным внешнего осмотра состояние речевого регистратора удовлетворительное, на параметрическом регистраторе зафиксированы следы разрушения электрических разъемов и повреждения, что потребует специальных работ по вскрытию самописцев и подготовке информации к расшифровке. На месте катастрофы проводится изучение обломков самолета и необходимые выкладки их фрагментов. Составляются кроки движения самолета.
    Все работы комиссией проводятся при тесном взаимодействии с Правительственной Комиссией Российской Федерации.
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета отмечает, что преждевременные и, тем более, необоснованные заявления о возможных причинах катастрофы, до окончания официального расследования, согласно международной практике, неэтичны и могут расцениваться как попытка оказать давление на ход расследования и препятствовать выявлению объективных причин трагедии.
    Межгосударственный авиационный комитет выражает искренние соболезнования родным и близким людей, пострадавших в катастрофе самолета А-310, выполнявшего рейс № 778 Москва-Иркутск, и заявляет, что у Комиссии нет сомнений в том, что причина катастрофы будет установлена.

13.07.2006

    Межгосударственный авиационный комитет информирует о том, что в Комитете, с участием специалистов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта России и Бюро расследования и анализа Франции, произведено вскрытие речевого бортового самописца самолета А-310, потерпевшего катастрофу в Иркутске.
    Установлено, что речевой самописец работал в «штатном» режиме, твердотельный носитель в нормальном состоянии, качество удовлетворительное.
    Технической комиссией Межгосударственного авиационного комитета начаты работы по обработке, расшифровке и анализу полученной звуковой информации.
    В соответствии с международными правилами, авиационные власти США, как государства-изготовителя двигателей этого самолета, выделили советника, который в ближайшее время подключится к работе технической комиссии МАК.
    Межгосударственный авиационный комитет вынужден еще раз отметить, что, в соответствии с международными стандартами и Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами на территории Российской Федерации, информация о переговорах экипажа может быть опубликована только по решению правоохранительных органов, проводящих следствие.

17.07.2006

    Межгосударственный авиационный комитет информирует о том, что закончена работа по вскрытию параметрического регистратора самолета А-310, потерпевшего катастрофу в аэропорту г. Иркутска.
    В технической комиссии МАК начата подготовка по расшифровке информации.
    Техническая комиссия продолжает работать на месте катастрофы по исследованию обломков и фрагментов самолета, его систем и двигателей.
    В работе комиссии принимают участие специалисты России, Франции (как государства-разработчика, изготовителя и регистрации самолета) и США (как государства-разработчика и изготовителя двигателей самолета).

28.07.2006

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы самолета А-310 F-OGYP авиакомпании «Сибирь», происшедшей 9 июля 2006 г. в аэропорту Иркутска, завершила полевой этап работы на месте авиационного происшествия.
    В процессе полевого этапа комиссия проделала полный комплекс работ по сбору фактической информации, осмотру места происшествия и документированию состояния аварийной авиационной техники.
    По результатам работы отобраны элементы самолета, его систем и двигателей для проведения дальнейших лабораторных исследований.
    Комиссия продолжит анализ и исследование всей собранной информации на базе МАК в городе Москве, а также в аэропортах Домодедово и г. Новосибирска.

02.08.2006

    31 июля в Межгосударственном авиационном комитете прошла рабочая встреча членов технической Комиссии МАК по расследованию катастрофы самолета А-310 F-OGYP авиакомпании Сибирь, происшедшей 9 июля 2006 г. в аэропорту Иркутска, с уполномоченными представителями бюро расследования Франции (BEA) и США (NTSB). Во встрече также приняли участие специалисты Airbus (разработчик и изготовитель самолета) и Pratt & Whitney (разработчик и изготовитель двигателей).
    В ходе встречи обсуждались результаты расшифровки и синхронизации данных, зарегистрированных бортовыми самописцами. По результатам обсуждения расшифрованные данные приняты за основу для проведения анализа и моделирования движения воздушного судна по взлетно-посадочной полосе, а также для определения целей и задач лабораторных исследований элементов самолета, его систем и двигателей, отобранных на полевом этапе расследования.
    Комиссия продолжает свою работу.

14.09.2006

    На базе Межгосударственного авиационного комитета Техническая комиссия по расследованию катастрофы самолета А-310 авиакомпании «Сибирь» завершает расшифровку, исследования и анализ информации электронных блоков управления, демонтированных с двигателей самолета.
    Информация считана с участием специалистов Бюро расследования авиационных происшествий Франции, Управления по безопасности на транспорте США и фирмы-изготовителя двигателей.
    Полученные данные необходимы для завершения исследований работы двигателей самолета в момент развития аварийной ситуации в последнем полете.
    Завершается анализ информации, полученной в ходе изучения организации летной и технической эксплуатации самолета А-310 в авиакомпании «Сибирь», которое проводилось в ходе расследования, в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий, с целью оценки качества профессиональной подготовки экипажа и технического обслуживания самолета.
    Завершается подготовка к проведению моделирования на тренажерном комплексе для оценки действий экипажа, в том числе, по выполнению требований Руководства по летной эксплуатации в фактической аварийной обстановке. К данной работе привлечены летчики-испытатели, опытные летные и технические специалисты гражданской авиации, разработчика и изготовителя самолета.
    Исследуются вопросы, связанные с аварийно-спасательными средствами, организацией и проведением аварийно-спасательных работ при эвакуации пассажиров и экипажа после возникновения пожара на земле.
    Проведение исследований и моделирование планируется осуществить в ближайшее время.

25.10.2006

    Расследование катастрофы самолета А-310 а/к «Сибирь» (Иркутск 9 июля 2006 г.) достигло заключительной стадии.
    Летная подкомиссия на основании всех полученных при расследовании данных, в том числе моделирования полета самолета, завершает анализ действий экипажа в полете и в процессе посадки в аэропорту г. Иркутска.
    Заканчиваются работы по оценке фактического состояния взлетно-посадочной полосы аэродрома и его влияния на эффективность торможения самолета в процессе пробега. Эти вопросы также рассматривались при моделировании.
    Завершается оценка аварийно-спасательного оборудования самолета, деятельности кабинного экипажа и наземных служб спасения пассажиров на месте происшествия.
    Исследована история эксплуатации самолета за 20 лет, в том числе в авиакомпаниях России.
    Собраны и анализируются все аналогичные авиационные события и происшествия в авиакомпаниях мира, эксплуатирующих самолеты А-310.
    Комиссия планирует завершить все оставшиеся работы в течение 2-х недель.

22.11.2006

    Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета, в состав которой входят представители авиационных властей России (Ространснадзор и Росавиация), при участии официальных представителей Франции (государство регистрации, разработчик и изготовитель самолета) и США (государство-разработчик и изготовитель двигателей) в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами на территории Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации 18 июня 1998 г. № 609, завершила расследование катастрофы самолета А-310 авиакомпании «Сибирь», произошедшей 9 июля 2006 г. в аэропорту г. Иркутска.

    В процессе расследования проведен полный комплекс работ по оценке летной и технической документации по обеспечению эксплуатации самолета и подготовки экипажа, расшифровке и анализу данных бортовых и наземных средств объективного контроля. На их основе проведено математическое моделирование, эксперимент на тренажере самолета А-310 и натурные испытания движения воздушного судна по взлетно-посадочной полосе с участием летчиков-испытателей, действующих линейных пилотов и пилотов-инструкторов России и Франции, с целью оценки развития аварийной ситуации после посадки самолета в процессе пробега по взлетно-посадочной полосе и причины катастрофы.

    Исследованы все сохранившиеся элементы самолета и двигателей, включая компьютеры системы управления двигателями (FADEC), проведена оценка аварийно-спасательного оборудования самолета и деятельности служб спасения на месте катастрофы.

    Изучены аналогичные авиационные происшествия, произошедшие с самолетами А-310 в мире.

    По результатам всех проведенных в процессе расследования работ и по результатам завершения работ летной, технической, административной подкомиссий, аварийно-спасательной, аэродромной и других подгрупп, технической комиссией подготовлены соответствующие выводы, отмечены недостатки, вскрытые в ходе расследования, и разработано более 50 рекомендаций, направленных на повышение безопасности полетов и предотвращение подобных авиационных происшествий.

    Окончательный отчет о расследовании авиационного происшествия подписан всеми членами комиссии, в том числе представителями Росавиации и Восточно-Сибирского управления Ространснадзора.

    Представитель Управления Инспекции по безопасности полетов Ространснадзора подписал окончательный отчет с «особым мнением», которое приложено к отчету.

    Техническая комиссия пришла к следующему заключению:

     «Причиной катастрофы самолета А-310 F-OGYP авиакомпании «Сибирь» явились ошибочные и бесконтрольные действия экипажа на этапе пробега после посадки в конфигурации самолета с деактивированным реверсом тяги одного двигателя. После приземления самолета командир воздушного судна, при управлении реверсом правого двигателя, непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был деактивирован, из положения «малый газ» в положение значительной прямой тяги. При отсутствии должного контроля и информирования со стороны второго пилота за параметрами работы двигателей и скоростью движения самолета, имея достаточный резерв времени на распознавание сложившейся ситуации, экипаж не принял необходимых мер по переводу левого двигателя на «малый газ» или выключению двигателя.

    Самолет на большой скорости (~180 км/час) выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, столкнулся с бетонным ограждением и строениями, разрушился и сгорел.

    Погибло 125 человек».

«Особое мнение к отчету комиссии по расследованию катастрофы ВС А-310 F-OGYP в аэропорту Иркутск 09.07.06.

    Предлагается редакция заключения.

    Причиной катастрофы самолета А-310 F-OGYP авиакомпании «Сибирь» на этапе пробега в условиях отрицательного ускорения при торможении, тряске и, возможно, малых усилиях по перемещению РУД, явилось непреднамеренное и неконтролируемое перемещение на увеличение прямой тяги РУД левого двигателя, реверс которого был деактивирован, при использовании командиром ВС РУР правого двигателя, что не было своевременно распознано экипажем.

    П.3.7. Выводов и заключений изложить в соответствии с предлагаемой редакцией заключения».

24.11.2006

ЗАЯВЛЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО КОМИТЕТА

    В связи с поступающими многочисленными обращениями представителей средств массовой информации по вопросу опубликования материалов Комиссии по расследованию катастрофы самолета А-310 авиакомпании «Сибирь» Межгосударственный авиационный комитет сообщает, что в соответствии с международными стандартами и российским авиационным законодательством материалы расследования после их перевода будут направлены в Бюро расследования авиационных происшествий BEA (Франция) - официальному представителю государства разработчика, изготовителя и регистратора воздушного судна и Национальное бюро безопасности на транспорте NTSB (США) – официальному представителю государства разработчика и изготовителя двигателей.
    После получения и рассмотрения комментариев BEA и NTSB к Окончательному отчету материалы расследования будут опубликованы в установленном порядке в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами на территории Российской Федерации (ПРАПИ-98).
    Опубликованное Заключение Комиссии по расследованию было предварительно согласовано с BEA и NTSB.

04.12.2006

    В связи с появившимися в средствах массовой информации многочисленными публикациями, со ссылкой на коллективное письмо пилотов Новосибирского филиала авиакомпании «Сибирь» об имевших место неоднократных отказах компьютеров двигателей Pratt and Whitney на самолетах А-310, Председатель Комиссии по расследованию катастрофы самолета А-310 F-OGYP А.Н. Морозов направил письмо Директору комплекса летной эксплуатации а/к «Сибирь» В.Н. Объедкову.

Директору комплекса летной эксплуатации а/к "Сибирь"
В.Н. Объедкову

Уважаемый Владимир Николаевич!

    В связи с появившимися в средствах массовой информации публикациями, со ссылкой на коллективное письмо пилотов Новосибирского филиала Вашей авиакомпании, об имевших место неоднократных отказах компьютеров двигателей Pratt and Whitney на самолетах А-310, прошу Вас предоставить в распоряжение Комиссии по расследованию катастрофы самолета А-310 F-OGYP описание обстоятельств всех случаев отказа и результаты расследования данных событий.

    С уважением,
Председатель Комиссии по расследованию
катастрофы самолета А-310 F-OGYP
А.Н. Морозов