A320 EK-32009 03.05.2006

    3 мая 2006г. в 2 ч 15 мин мск в районе аэропорта "Сочи" потерпел катастрофу самолет А320 (производства Франции), принадлежащий авиакомпании "Армавиа" (Республика Армения). На борту находилось, по предварительным данным, 113 чел в т.ч. 8 членов экипажа. Все члены экипажа и пассажиры погибли при столкновении с водной поверхностью.
    В соответствии с международными правилами, российским воздушным законодательством расследование проводит комиссия Межгосударственного авиационного комитета с участием представителей Минтранса России, Ространснадзора и авиационных властей Армении и Франции.
    Коммиссия приступила к работе.

11.05.2006

    03 мая 2006 года при заходе на посадку в аэропорту Сочи, ночью, в сложных метеоусловиях, потерпел катастрофу самолет А-320 EK-32009 авиакомпании «Армавиа». В результате катастрофы все находившиеся на борту пассажиры (105 человек) и члены экипажа (8 человек: 2 пилота, 1 инженер и 5 бортпроводников) погибли. Самолет полностью разрушился и затонул на удалении 6-7 километров от берега на глубинах до 700 метров. Техническое расследование причин авиационного происшествия проводится комиссией Межгосударственного авиационного комитета с участием Ространснадзора, Росавиации, Росаэронавигации, а также представителей Армении и Франции. В соответствии с международными правилами расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами специалисты из Бюро расследования и анализа Франции (BEA) участвуют в расследовании от имени Франции как государства разработчика и изготовителя воздушного судна.
    Комиссией по расследованию проанализированы наземные средства объективного контроля: запись переговоров членов экипажа с диспетчерами подхода, круга и посадки аэропорта Сочи, а также данные радиолокатора. Установлено, что в процессе выполнения разрешенного захода на посадку на полосу 06 из-за ухудшения метеоусловий диспетчер дал экипажу команду прекратить снижение и выполнять правый разворот с набором высоты. Самолет начал выполнение правого разворота с набором высоты, однако затем перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью. Последний выход на связь со стороны экипажа был в 02 часа 12 минут 34 секунды местного времени. Последняя отметка радиолокатора зафиксирована в 02 часа 13 минут 02 секунды.
    Первичные поиски бортовых регистраторов, проведенные комиссией по расследованию МАК при помощи специалистов BEA, позволили определить их вероятное местоположение внутри треугольника с длиной стороны около 150 метров. В настоящее время проводятся работы по уточнению местоположения самописцев и их последующему извлечению.

25.05.2006

    Межгосударственный авиационный комитет (МАК) информирует о том, что комиссия МАК по техническому расследованию катастрофы самолета А-320 ЕК-32009 авиакомпании «Армавиа» в районе аэропорта «Сочи» завершила этап расследования на месте авиационного происшествия.
    Члены комиссии, включая специалистов Республики Армения и Франции, возвратились в Москву.
    Бортовые регистраторы (так называемые «черные ящики») сегодня ночью доставлены в Межгосударственный авиационный комитет и переданы в распоряжение комиссии.

30.05.2006

    Председатель Технической комиссии МАК по расследованию катастрофы А-320 Каширский Л.А. сообщает, что в период 26-27 мая с.г. были вскрыты контейнеры с ботовыми самописцами (т.н. «черными ящиками»), извлечены носители полетной информации и произведена загрузка данных.
    Работы проводились с использованием технической базы Бюро расследования и анализа Франции (B.E.A.) в полном соответствии с технологическими и процедурными нормами с участием представителей авиационных властей Армении и России. Запись на обоих самописцах находится в удовлетворительном состоянии. Ее расшифровка и анализ начаты 29 мая 2006 г. в МАК.

8.06.2006

    Председатель технической комиссии МАК по расследованию катастрофы самолета А320 а/к Армавиа сообщает, что 08 июня 2006 года в Межгосударственном авиационном комитете завершены работы по расшифровке переговоров, зафиксированных звуковым самописцем. Работы проводились в тесном взаимодействии с представителями авиационных властей Армении и России. Установлено, что самописец зарегистрировал примерно 33 минуты звуковой информации, включая этап начала и развития особой ситуации. Большинство переговоров между членами экипажа велось на армянском языке. При помощи представителей посольства Армении выполнен и заверен аутентичный перевод переговоров на русский язык. В соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации записи бортового магнитофона не публикуются.
    Продолжаются работы по расшифровке записей параметрического самописца, содержащего более трехсот аналоговых параметров и разовых команд, проводится синхронизация записей бортовых и наземных (диспетчерский магнитофон, радиолокатор) средств объективного контроля.
    Начаты работы по подготовке программы и организации полунатурного моделирования полета на тренажере самолета А320.

19.06.2006

    Председатель технической комиссии МАК по расследованию катастрофы самолета А320 а/к Армавиа сообщает, что 17 июня 2006 года в Межгосударственном авиационном комитете завершены работы по расшифровке записей, зарегистрированных бортовым параметрическим самописцем и синхронизация записей бортовых и наземных (диспетчерский магнитофон, радиолокатор) средств объективного контроля. Ранее сообщалось о завершении расшифровки бортового звукового самописца.
    Бортовой параметрический самописец зарегистрировал информацию о восьми полетах (включая аварийный) данного самолета в период с 30 апреля по 03 мая 2006 года. Общая продолжительность записи составила около 26 часов 20 мин, включая всю запись последнего полета (1ч 26мин).
    По результатам расшифровки последнего полета установлено, что:     

  • Разрушения самолета в воздухе не было.
  •     
  • Двигатели работали до момента столкновения самолета с водной поверхностью.
  •     
  • Топлива на борту было достаточно для безопасного завершения полета.
  •     
  • В течение последней минуты полет проходил в директорном режиме с выключенным автопилотом.

  •     Комиссия приступила к комплексному анализу записей средств объективного контроля, в процессе которого запланировано проведение полунатурного моделирования полета на тренажере самолета А320. По результатам анализа и проводимых исследований будет сделано заключение о причине авиационного происшествия и даны рекомендации по безопасности полетов.

    7.07.2006

        В ходе расследования происшествия с самолетом А320 ЕК-32009, происшедшего 3 мая 2006 года в районе аэропорта Сочи, в период с 3 по 6 июля Межгосударственный авиационный комитет провел моделирование аварийного полета на тренажере Airbus SAS в Тулузе.
        В работе принимали участие представители авиационных властей России и Армении, а также специалисты Бюро расследования и анализа Франции и их советники от фирмы Airbus SAS.
        Airbus SAS предоставил в распоряжение комиссии по расследованию инженерный тренажер, который в полной мере воспроизводит поведение самолета и индикацию пилотам в процессе аварийного полета. Летчик-испытатель из России, представляющий комиссию по расследованию, а также линейные пилоты из Армянских и Российских авиакомпаний при участии летчиков - испытателей фирмы Airbus SAS воспроизвели аварийный полет в соответствии с данными, зарегистрированными бортовыми самописцами.
        В результате эксперимента комиссия получила важную информацию и приступает к ее анализу и сравнению с уже имеющимися данными.

    12.07.2006

        Проведенная комиссией МАК с участием специалистов Армении, России и Франции работа по моделированию аварийного полета на тренажерах и специальном комплексе позволила практически полностью реконструировать картину полета самолета и деятельности экипажа на заключительном этапе.
        Анализ расшифровок параметрического и речевого самописцев, полетной и технической документации, записей переговоров экипажа с диспетчером, результатов проведенного моделирования полета позволяет технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета в кратчайший срок завершить работы по установлению причины катастрофы, разработке мероприятий по предотвращению аналогичных происшествий и подготовке Окончательного отчета.

    26.07.2006

        26 июля Председатель Правительственной комиссии по оказанию помощи семьям погибших и помощи в ликвидации последствий катастрофы над Черным морем самолетом А-320 армянской авиакомпании «Армавиа», Министр транспорта РФ И. Левитин провел очередное заседание комиссии.
        На заседании отмечалось, что:
        Финансовые обязательства, взятые перед родственниками погибших государством, региональными и местными органами власти выполнены в полном объеме.
        В авиакатастрофе погибло 26 граждан Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2006 года № 748-Р для оказания единовременной материальной помощи семьям погибших граждан выделено по 100 тыс. рублей на каждого погибшего.
        Администрацией Краснодарского края выделено по 250 тыс. рублей на каждого погибшего. Кроме того, администрациями муниципальных образований, жители которых погибли в авиакатастрофе выделено по 250 тыс. рублей на каждого погибшего. Денежные средства от Краснодарского края и муниципальных образований перечислены семьям погибших граждан в полном объеме.
        Комиссией Межгосударственного авиационного комитета, в состав которой входят представители Ространснадзора, Росавиации, Росаэронавигации и авиационных властей Республики Армения, с участием специалистов Франции - государства-разработчика и изготовителя воздушного судна, завершено расследование катастрофы самолета А-320 авиакомпании «Армавиа» Республики Армения, произошедшей 3 мая 2006 года в 02 час, 13 мин, (время московское) в районе аэропорта Сочи.
        Расследование проводилось в соответствии со стандартами Международной гражданской авиации (ИКАО), Межправительственным Соглашением 12 Государств региона, участниками которого, в том числе, являются Россия и Армения, и правилами расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами, утвержденными Правительством России.
        Как сообщалось, самолет на расстоянии около 6 км от береговой черты столкнулся с водной поверхностью Черного моря, разрушился и затонул. Все 8 членов экипажа и 105 пассажиров, находившиеся на борту, погибли.
        В процессе расследования была собрана и изучена вся документация по самолету, экипажу и службам обеспечения полета, проведены дешифровка и анализ записей бортовых и наземных средств объективного контроля. На моделирующем стенде и тренажерах группой российских, армянских и французских специалистов, включая действующих пилотов, проведены специальные исследования по воспроизведению обстоятельств и условий аварийного полета в реальном масштабе времени.
        В результате расследования установлено:
        Самолет при заходе на посадку в сложных метеоусловиях с включенным автопилотом находился точно на глиссаде в посадочной конфигурации, когда по указанию диспетчера из-за снижения нижней границы облачности ниже метеорологического минимума для полосы посадки экипаж на высоте около 340 метров прекратил снижение и начал правый разворот с набором высоты.
        В процессе выполнения этого разворота командир воздушного судна отключил автопилот и после непродолжительного участка набора высоты, при потере им контроля положения самолета по крену и тангажу, своими управляющими действиями перевел самолет на снижение.
        При таких действиях командира также отсутствовал необходимый контроль со стороны второго пилота за параметрами снижения (тангаж, высота, вертикальная скорость).
        Последующие действия экипажа на кабрирование при срабатывании Системы предупреждения о приближении земли были нескоординированными и недостаточными для вывода самолета из снижения.
        Отказов двигателей и систем самолета не было, самолет штатно реагировал как на команды автопилота, так и на управляющие действия экипажа. Количество топлива на борту было достаточным для благополучного завершения полета.
        Комиссией подготовлены рекомендации по предотвращению подобных авиационных происшествий.

    27.07.2006

    ЗАЯВЛЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО КОМИТЕТА

        В связи с появившимися в средствах массовой информации заявлениями, со ссылкой на Межгосударственный авиационный комитет, о виновности экипажа самолета А-320 авиакомпании «Армавиа» в катастрофе, произошедшей 3 мая 2006 г. в районе аэропорта Сочи, Межгосударственный авиационный комитет заявляет следующее:
        Комиссия Межгосударственного авиационного комитета, в состав которой входили представители авиационных властей России и Республики Армения с участием специалистов Франции, завершила расследование катастрофы. Установлены причины катастрофы и подготовлены рекомендации по предотвращению подобных авиационных происшествий.
        Расследование проводилось в строгом соответствии со Стандартами Международной гражданской авиации и Правилами расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами.
        Межгосударственный авиационный комитет образован в соответствии с межгосударственным Соглашением о гражданской авиации 12-и государств, участниками которого являются, в том числе, Россия и Армения, как профессиональный независимый орган по расследованию авиационных происшествий. Такой статус МАК исключает конфликт межведомственных и иных интересов и обеспечивает предельную объективность и независимость расследования с участием всех сторон.
        В расследовании катастрофы самолета А-320 принимали участие высококвалифицированные летчики-испытатели, линейные пилоты и инженеры МАК, России, Республики Армения и Франции. Никаких ограничений по участию членов Комиссии и их экспертов, в том числе для специалистов Армении в процессе расследования не было. Политического давления на работу Комиссии как со стороны России, так Армении и Франции не оказывалось и оказано быть не могло.
        На основании Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации «Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем.
        Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента.
        Любое судебное или административное разбирательство, направленное на установление доли чьей-либо вины или ответственности, проводится отдельно».
        В настоящее время следственными органами Генеральных прокуратур России и Республики Армения проводится работа в этом направлении в соответствии с национальными законодательствами.
        Это положение полностью соответствует Конвенции о Международной гражданской авиации (Приложение 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов»), ратифицированной Россией и Республикой Армения.
        Что касается аэропорта г. Сочи, то аэродром и его оборудование полностью соответствуют нормативным требованиям и международным нормам.
        Межгосударственный авиационный комитет считает, что любые заявления средств массовой информации или отдельных лиц, нагнетающие обстановку, искажающие причину катастрофы и несоответствующие реальному положению вещей, являются неэтичными по отношению к погибшим членам экипажа и пассажирам, а также их близким и родственникам, а также к российским, армянским и французским специалистам рука об руку совместно проводившим поисково-спасательные работы и техническое расследование.

    25.10.2006

        В связи с появившимися в средствах массовой информации сообщениями о взрыве и перестрелке на борту самолета А-320 авиакомпании «Армавиа», повлекшими его катастрофу 03 мая с.г. в акватории Черного моря в районе аэропорта Сочи, Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета, членами которой являлись, в том числе представители авиационных властей Республики Армения, информирует, что, в соответствии с проведенным анализом зафиксированной бортовыми самописцами самолета звуковой и параметрической информации, вышеуказанные факты не подтверждаются.

    02.03.2007

    ИНФОРМАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССЛЕДОВАНИЯ КАТАСТРОФЫ САМОЛЕТА А-320 АВИАКОМПАНИИ «АРМАВИА» 03 МАЯ 2006 ГОДА В РАЙОНЕ АЭРОПОРТА СОЧИ