Ту-154 RA-85185 22.08.2006

        По поступившей информации 22 августа 2006 г. в Донецкой области Украины потерпел катастрофу самолет Ту-154 бортовой номер 85185 авиакомпании «Пулковские авиалинии», следовавший по маршруту Анапа – Санкт-Петербург.
    Специалисты-расследователи Межгосударственного авиационного комитета во главе с Председателем Комитета Анодиной Т.Г. вылетают на место авиационного происшествия.

25.08.2006

    24 августа в Межгосударственном авиационном комитете произведено вскрытие контейнеров бортовых самописцев (параметрического и звукового) самолета Ту-154М RA-85185, потерпевшего катастрофу 22 августа 2006 года в Донецкой области.
    Вскрытие контейнеров показало, что несмотря на значительные ударные нагрузки, воздействовавшие на самописцы в момент разрушения конструкции самолета, носители полетной информации (магнитная летна) находятся в удовлетворительном состоянии и пригодны к считыванию.
    В результате считывания информации было установлено, что запись аварийной ситуации имеется на обоих самописцах. Запись параметрического самописца – удовлетворительная, запись звукового самописца нуждается в серьезной дополнительной обработке.
    Комиссия МАК с участием специалистов авиационных властей Украины приступила к расшифровке и синхронизации записей самописцев.



29.08.2006

    Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы самолета Ту-154М RA-85185, происшедшей 22 августа 2006 года в Донецкой области, в состав которой входят официальные представители авиационных властей России и Украины, 29 августа завершила свою работу на месте авиационного происшествия. Все фрагменты самолета помещены на охраняемую площадку на территории аэропорта Донецк, где будет проводиться их изучение и анализ.
    Продолжается анализ управления воздушным движением в зоне отвественности Харьковского центра и метеорологической информации, полученной от экипажей воздушных судов, находившихся в Харьковской зоне во время, близкое к авиационному происшествию.
    Одновременно Комиссия продолжает работы по расшифровке записей бортовых средств объективного контроля и их синхронизации с данными наземных радиолокаторов Ростова, Харькова, Донецка и Москвы.
    Техническая Комиссия с участием российских и украинских авиационных специалистов, на основании предварительных данных расшифровки и других проведенных работ, направила авиационным администрациям России, Украины и других государств Содружества следующие рекомендации для проведения оперативных профилактических мероприятий по повышению безопасности полетов:
    - экипажам ВС при принятии решения на вылет тщательно анализировать метеообстановку и при получении информации о наличии грозовой деятельности по маршруту выбирать маршруты и эшелоны обхода с учетом характера гроз, расположения и перемещения грозовых (ливневых) очагов;
    - экипажам ВС при обходе очагов грозовой деятельности над верхней границей облачности строго соблюдать РЛЭ в части ограничений по полётной массе с учётом температуры наружного воздуха на эшелоне, максимально допустимого крена и других эксплутационных ограничений. Особое внимание обратить на выполнение требований РЛЭ при выполнении полетов в условиях турбулентности;
    - экипажам ВС при обходе грозовых засветок не допускать нарушения требований нормативных документов по расстоянию до границы контура грозового очага;
    - экипажам ВС, диспетчерскому составу и специалистам по метеообеспечению дополнительно изучить нормативные документы по организации и производству полётов в особых условиях и особые случаи полётов;
    - авиационным властям организовать с командно-руководящим составом и экипажами изучение особенностей пилотирования воздушных судов на предельно-допустимых высотах и углах атаки, а также в условиях болтанки в соответствии с РЛЭ.

01.09.2006

    Председатель Межгосударственного авиационного комитета Анодина Татьяна Григорьевна проинформировала Правительственную комиссию о том, что техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета, в состав которой входят официальные представители авиационных властей России и Украины, по расследованию катастрофы самолета Ту-154М RA-85185 авиакомпании «Пулковские авиалинии», происшедшей 22 августа 2006 г. в Донецкой области, планирует завершить весь этап полевого расследования 5 сентября 2006 г.
    Продолжается изучение и анализ фрагментов самолета, которые размещены на территории авиационно-технической базы аэропорта Донецк, проводится «выкладка» необходимых сохранившихся элементов конструкции.
    Завершен анализ метеообстановки по маршруту полета самолета (Анапа – Ростовская зона – Харьковская зона) и в районе авиационного происшествия.
    Завершен анализ информации всех наземных средств объективного контроля (радиолокационная информация, переговоры «диспетчер – экипаж»).
    Продолжаются работы по расшифровке и идентификации голосов членов экипажа, зафиксированных бортовым речевым самописцем, что необходимо для последующей синхронизации записи с данными, полученными при расшифровке параметрического бортового самописца. Работа осложнена сильной зашумленностью и низким качеством записи.
    Продолжается анализ всех параметров полета по записям бортового параметрического самописца и синхронизация этих записей с данными, полученными с наземных средств объективного контроля на всем маршруте.
    Осуществляется необходимая подготовка для проведения моделирования полета с учетом данных анализа чрезвычайно сложной метеообстановки в момент развития аварийной ситуации, в том числе с использованием тренажера самолета Ту-154.
    Техническая комиссия с участием российских и украинских авиационных специалистов, на основании предварительных данных расшифровки и других проведенных работ, направила авиационным администрациям России, Украины и других государств – участников Соглашения о гражданской авиации рекомендации для проведения оперативных профилактических мероприятий по повышению безопасности полетов.

15.09.2006

    Губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко провела встречу с руководителем Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Т. Анодиной и председателем технической комиссии МАК Л. Каширским.
    Рассмотрен ход работ по расследованию катастрофы самолета Ту-154М авиакомпании «Пулковские авиалинии», произошедшей 22 августа 2006 года в районе Донецка на территории Украины.
    Комиссия МАК, в состав которой входят представители авиационных властей России и Украины, проводит расследование в соответствии со Стандартами ИКАО, межправительственным Соглашением 12-ти государств региона и Правилами расследования авиационных происшествий, утвержденными Правительством России.
    Комиссия полностью завершила полевой этап расследования.
    Проведен анализ метеообстановки по всему маршруту полета (Анапа – Ростовская зона – Харьковская зона).
    Закончен анализ информации всех наземных средств объективного контроля, включая переговоры «диспетчер – экипаж» во всех зонах управления полетом.
    Завершаются работы с участием представителей летного состава авиакомпании «Пулковские авиалинии» по идентификации голосов членов экипажа, зафиксированных бортовым речевым самописцем и синхронизация с данными, полученными при расшифровке параметрического самописца. Работа осложнена низким качеством и большой зашумленностью записи.
    По заданию Комиссии, на базе Санкт-Петербургского гидрометеорологического университета проводятся исследования по определению синоптической ситуации и фактической погоды в районе на момент катастрофы. Анализируется работа бортового метеолокатора «Гроза-М».
    Завершается анализ всей летно-технической документации по подготовке экипажа и техническому состоянию самолета. Проверяется состояние организации летной работы в отряде, где работал экипаж.
    Осуществляется подготовка моделирования полета, проходившего в сложных метеоусловиях с целью детального воспроизведения развития аварийной ситуации, оценки работоспособности самолета и двигателей, анализа действий экипажа и выполнению им Руководства по летной эксплуатации самолета применительно к фактическим условиям полета. К работе привлечены опытные технические и летные специалисты гражданской авиации и авиационной промышленности.
    На основании имеющихся данных в целях проведения оперативных профилактических мероприятий по безопасности полетов Комиссия направила авиационным властям рекомендации для предприятий гражданской авиации.
    Техническая комиссия планирует завершить весь комплекс работ по расследованию и установлению причин катастрофы в октябре с.г.
    В. Матвиенко предложила руководству МАК огласить выводы и заключение Комиссии по завершению ею работы в Санкт-Петербурге.

30.10.2006

    Продолжаются исследования и анализ всех факторов, связанных с катастрофой самолета Ту-154М авиакомпании «Пулково».
    Полностью завершена расшифровка всех средств объективного контроля, в том числе внутрикабинных переговоров с идентификацией голосов членов экипажа. Подписан окончательный протокол записей расшифровок.
    Летными специалистами проводится оценка действий экипажа при полете в условиях грозовой деятельности и выполнения им рекомендаций Руководства по летной эксплуатации в конкретных условиях полета.
    На базе полученных результатов экспертизы Санкт-Петербургского Университета завершается анализ метеорологической обстановки по маршруту полета. Проводится оценка летно-технической документации, характеризующей подготовку экипажа, с учетом результатов проверки организации летной работы в летном отряде.
    Завершена оценка работоспособности бортового метеонавигационного радиолокатора «Гроза М - 154».
    Проводится анализ авиационных событий в авиакомпаниях, эксплуатирующих самолеты Ту-154, аналогичных обстоятельствам, происшедшим в районе аэропорта Донецк. Запрошены авиационные власти и авиационная промышленность по вопросам разработки и выполнения мероприятий по предотвращению таких событий, в том числе по катастрофе в Учкудуке.
    Для завершения всех необходимых работ, которые проводятся в целях выяснения всех вопросов деятельности экипажа и работоспособности всех систем самолета, поднятых летными специалистами, участвующими в расследовании, и дополнительной оценки влияния метеоусловий и внешних факторов, ранее планируемый срок окончания расследования авиационного происшествия переносится на ноябрь.

05.12.2006

    В связи с появившимися в средствах массовой информации сообщениями о том, что ГТК «Россия» проводит собственное расследование авиационного происшествия с самолетом Ту-154М RA-85185 в районе Донецка Председатель Комиссии по расследованию авиационного происшествия Л.А. Каширский направил обращение Генеральному директору ФГУАП «Государственная транспортная компания «Россия» С.Ю. Михальченко.

Генеральному директору ФГУАП «Государственная транспортная компания «Россия»
С.Ю. Михальченко

Уважаемый Сергей Юрьевич,

    В связи с появившимися в средствах массовой информации Вашими сообщениями о том, что «Государственная транспортная компания «Россия» проводит собственное расследование авиационного происшествия с самолетом Ту-154М RA-85185 в районе Донецка, просил бы Вас направить в Комиссию по расследованию авиационного происшествия имеющиеся в авиакомпании документы для их анализа и приобщения к материалам расследования.

Председатель Комиссии по расследованию
авиационного происшествия самолета Ту-154М а/к "Пулково"
Л.А. Каширский

26.12.2006

    12 декабря 2006 г. Председатель Технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы самолета Ту-154М авиакомпании «Пулково» в районе г. Донецка Л.А. Каширский обратился в Минтранс (ФСНСТ) и Минпромэнерго (Роспром) России с предложением, возникшим в результате работы летной подкомиссии:

  • поручить профильным научно-исследовательским институтам - ЦАГИ им. проф. Жуковского и ГосНИИ ГА проведение дополнительного анализа результатов испытаний самолета Ту-154 на больших углах атаки для их сравнения с обстоятельствами данного авиационного происшествия, а также предшествующих событий: катастрофы самолета Ту-154 в районе н.п. Учкудук (1985 г.) и серьезного инцидента под Котласом (2000 г.);
  • ФСНСТ и ОАО «Туполев» разработать дополнительные рекомендации в Руководство по летной эксплуатации и летно-методическую документацию самолета по подготовке экипажа в особых случаях полета.
  •     В настоящее время необходимые работы выполняются организациями гражданской авиации и авиапромышленности.
        Техническая комиссия МАК завершит свою работу после получения запрошенных материалов.

    06.02.2007

         Председатель Комиссии МАК (Л.Каширский) по расследованию катастрофы самолета Ту-154М авиакомпании «Пулково», произошедшей 22 августа 2006 г. в районе Донецка, информирует, что работа Комиссии практически завершена.
         На заседании Комиссии рассмотрены результаты Дополнительного анализа испытаний самолета Ту-154 на больших углах атаки, проведенного профильными институтами гражданской авиации и авиационной промышленности (ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, ЛИИ им. М.М.Громова, ГосНИИ ГА, при участии ОАО «Туполев») на основании соответствующего обращения Председателя Комиссии в Минтранс и Минпромэнерго России.
         Результаты расследования будут доложены на заседании Правительственной комиссии под председательством Министра транспорта Российской Федерации И.Левитина.

    02.03.2007

    ИНФОРМАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССЛЕДОВАНИЯ КАТАСТРОФЫ САМОЛЕТА ТУ-154М АВИАКОМПАНИИ «ПУЛКОВО» ПОД ДОНЕЦКОМ 22 АВГУСТА 2006 ГОДА

    16.03.2007

        16 марта в г. Санкт-Петербурге в авиакомпании ГТК «Россия» председателем технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы самолета Ту-154М, произошедшей 22 августа 2006 года под г. Донецком, в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами на территории Российской Федерации, проведен разбор результатов расследования с летным составом авиакомпаний, эксплуатирующих самолет Ту-154.
         В разборе приняли участие руководители Ространснадзора, руководители и линейные пилоты авиакомпаний «Самара», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр», «Татарстан», «Аэрофлот», ГТК «Россия», а также Высшего авиационного училища (Ульяновск), летчики-испытатели ЛИИ им. М.М. Громова, ГосНИИ ГА, представители ОКБ «Туполев» и ГосНИИ «Аэронавигация».
         На разборе была представлена подробная информация о результатах расследования, выявленных недостатках и выработанных в результате расследования рекомендациях по предотвращению подобных авиационных происшествий.
         На все вопросы членами Комиссии, в том числе летчиками-испытателями, были даны исчерпывающие ответы.