Tу-154М RA-85744 04.12.2010

    По поступившей информации, 04.12.2010 г., при выполнении вынужденной посадки на аэродроме Домодедово потерпел катастрофу самолет Ту-154М RA-85744 авиакомпании «Авиалинии Дагестана».
    Экипаж выполнял пассажирский рейс № 372 Внуково-Махачкала. После взлета из аэропорта Внуково на самолете произошел последовательный отказ всех трех двигателей. При выполнении вынужденной посадки в аэропорту Домодедово самолет выкатился за пределы ВПП. По предварительным данным, в результате авиационного происшествия 2 пассажира погибли, имеются травмированные люди.
    В соответствии с российским воздушным законодательством Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию данного авиационного происшествия. Комиссия приступила к работе.

05.12.2010

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета продолжает работать на месте авиационного происшествия с самолетом Ту-154М бортовой номер RA-85744 авиакомпании «Авиалинии Дагестана» в аэропорту Домодедово.
    В МАК доставлены эксплуатационный и аварийный параметрические самописцы указанного самолета. Состояние корпусов самописцев удовлетворительное. Специалисты МАК, в присутствии представителя Следственного комитета Российской Федерации, приступили к вскрытию самописцев и считыванию записей.

05.12.2010

    В научно-технической лаборатории МАК произведено считывание записи с эксплуатационного параметрического самописца. Запись аварийного полета имеется. Специалисты приступили к предварительному анализу записи.

05.12.2010

    Комиссия МАК продолжает на месте поиски звукового самописца. Составляется схема разброса обломков воздушного судна, т.н. кроки. Запрошена летно-техническая эксплуатационная и ремонтная документация на воздушное судно.

05.12.2010

    Комиссия МАК информирует, что в научно-технической лаборатории Комитета произведено вскрытие и считывание записи с аварийного параметрического самописца. Запись аварийного полета имеется.

05.12.2010

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета продолжает работать на месте авиационного происшествия с самолетом Ту-154М бортовой номер RA-85744 авиакомпании «Авиалинии Дагестана» в аэропорту Домодедово. В данный момент особое внимание уделяется поиску бортового регистратора звуковой информации, а также составлению кроков места авиационного происшествия.
    В научно-технической лаборатории МАК произведено считывание и первичная расшифровка бортовых эксплуатационного и аварийного регистраторов полетной параметрической информации. Установлено, что запись аварийного полета имеется на обоих регистраторах. Качество записи позволяет использовать ее для дальнейшего анализа.
    Предварительный анализ записи показал, что в период с 14:00 до 14:02 московского времени (по данным параметрического регистратора) экипаж запустил двигатели самолета. На борту находилось примерно 19.5 тонн топлива. Взлет был произведен в 14:08. Примерно в 14:16, после набора около 6500 метров, начали регистрироваться колебания в подаче топлива всех трех двигателей.
    На высоте около 9000 метров произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего экипаж приступил к снижению для выполнения вынужденной посадки. После периода неустойчивой работы, работоспособность второго двигателя восстановилась и сохранялась вплоть до приземления самолета (в 14:36). Комиссия изучает возможные причины выключения первого и третьего двигателей в полете и его влияние на работоспособность других систем самолета.
    Комиссия продолжает свою работу.

09.12.2010

    Комиссией Межгосударственного авиационного комитета (МАК) подготовлена схема разброса элементов конструкции на местности (кроки), выполненная на основе данных облета места авиационного происшествия и фото-видео съемки с воздуха.
    В научно-технической лаборатории МАК произведено считывание записи с обнаруженного на месте авиационного происшествия бортового регистратора перегрузок КЗ-63.
    Анализ записи показал, что первое касание земной поверхности самолетом произошло с большой вертикальной перегрузкой примерно 3.5g, а при повторном касании (приземлении) зарегистрирована перегрузка более 5g.
    Комиссия продолжает свою работу.

10.12.2010

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию авиационного происшествия с самолетом Ту-154М RA-85744 информирует, что на месте авиационного происшествия изъят бортовой регистратор звуковой информации МАРС-БМ.
    Звуковой самописец будет доставлен в научно-техническую лабораторию Комитета, где специалисты МАК произведут оценку состояния и вскрытие контейнера.

11.12.2010

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию авиационного происшествия с самолетом Ту-154М RA-85744 информирует, что в научно-технической лаборатории МАК, в присутствии представителей Следственного комитета Российской Федерации, произведено вскрытие контейнера и считывание записи бортового звукового самописца. Установлено, что запись аварийного полета имеется. Специалисты приступили к анализу записи и составлению протокола переговоров.

13.12.2010

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию авиационного происшествия с самолетом Ту-154 RA-85744 продолжает работу на месте авиационного происшествия.
    Летная, инженерно-техническая и административная подкомиссии, а также рабочие группы управления воздушным движением, метео, медицинская и другие продолжают сбор и оценку фактической информации и всей документации, в соответствии с процедурами расследования авиационных происшествий.
    Проводятся работы по демонтажу топливных насосов топливной системы самолета.
    Проведен слив авиатоплива из баков левого полукрыла, топлива и масла из левого двигателя самолета, а также отбор проб топлива из топливозаправщика аэропорта «Внуково» и ТЗК аэропорта «Махачкала». Отобранные образцы ГСМ направлены на исследование.
    Совместно со специалистами предприятия-разработчика ОАО «Туполев» проводятся работы по изучению фрагментов конструкции, агрегатов самолета и оценке работы бортового и кабинного оборудования.
    Проводятся работы по оценке функционирования радиотехнического, светотехнического оборудования и состояния взлетно-посадочной полосы аэродрома «Домодедово» в момент авиационного происшествия.
    Продолжаются работы по анализу параметрической информации, зафиксированной бортовыми эксплуатационным и аварийным самописцами.
    Начата выписка переговоров экипаж-диспетчер и внутрикабинных переговоров экипажа.

13.12.2010

    Комиссия информирует, что в лаборатории Межгосударственного авиационного комитета продолжаются работы по очистке от шумов звуковой информации, зафиксированной бортовым самописцем.
    Речевая информация значительно зашумлена и имеется большое количество мест, требующих восстановления.

02.01.2011

    Начаты исследования изделий и агрегатов, снятых с аварийной авиатехники: насосов расходного топливного бака, датчиков давления топлива, датчиков сигнализирующих об остатке топлива 2500 кг в расходном баке, датчиков сигнализирующих о падении давления топлива левого двигателя, панелей управления топливной системой и двигателями с рабочего места бортинженера вместе с сигнальными лампами и переключателями, а также контакторов включения насосов. В исследованиях принимают участие представители авиапромышленности (ОАО «Туполев», ОАО «НПО «Сатурн»), а также «ВАРЗ-400» и авиакомпании «Авиалинии Дагестана».
    На заседании Комиссии заслушаны проекты отчетов группы управления воздушным движением аэродромного и электрорадиосветотехнического обеспечения и группы аварийно-спасательных работа, а также административной подкомиссии.

02.02.2011

     Комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с самолетом Ту-154М RA-85744 авиакомпании «Авиалинии Дагестана» завершила полевой этап расследования.
     Фрагменты конструкции самолета переданы аэропорту «Домодедово» для ответственного хранения.
     Продолжаются исследования демонтированных агрегатов и изделий.
     Комиссия продолжает свою работу.

05.03.2011

    Комиссия по расследованию авиационного происшествия с самолетом Ту-154М регистрационный номер RA-85744 авиакомпании «Авиалинии Дагестана», произошедшего 04.12.2010 г., продолжает свою работу.
    Завершаются исследования авиаГСМ, пробы которых были отобраны на месте события.
    Продолжаются исследования изделий, систем и агрегатов, снятых с аварийного самолета.
    В ООО «Туполев» завершаются работы по анализу действий экипажа и оценке управляемости самолета Ту-154М RA-85744 в аварийном полете. Проводится независимая летная оценка с привлечением специалистов ГосНИИ гражданской авиации.

31.03.2011

    Комиссия по расследованию авиационного происшествия с самолетом Ту-154М RA-85744 компании "Авиалинии Дагестана", произошедшего 04.12.2010 в аэропорту Домодедово, информирует.
    Завершены исследования проб топлива и масла, отобранных с самолета, которые проводились Центром сертификации авиационных горюче-смазочных материалов.
    По результатам выполненных работ установлено, что авиационное происшествие не связано с качеством ГСМ.
    Продолжаются исследования агрегатов и деталей самолета в ФГУ "Государственный центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте".
    Комиссия продолжает свою работу.

20.09.2011

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета, в состав которой входили официальные представители Ространснадзора и Росавиации, завершила расследование катастрофы самолета Ту-154М RA-85744, происшедшей 04.12.2010 года в аэропорту «Домодедово».
    По заключению Комиссии:
    Авиационное происшествие с самолетом Ту-154М RA-85744 произошло вследствие ошибочных действий экипажа при выполнении полета и посадки с одним работающим двигателем, что привело в инструментальных метеоусловиях к выходу воздушного судна к взлетно-посадочной полосе в непосадочном положении, приземлению самолета на летное поле со значительным перелетом правее ИВПП, выкатыванию и столкновению с земляной возвышенностью.
    Выкатывание и столкновение с возвышенностью вызвали значительные разрушения самолета, гибель и травмирование людей.
    Происшествие стало возможным вследствие сочетания следующих факторов:
    - непреднамеренное выключение бортинженером подкачивающих насосов расходного бака при выполнении процедуры ручной перекачки топлива в наборе высоты, что привело к пульсациям мгновенного расхода топлива к двигателям, падению их оборотов, выключению крайних двигателей и проблемам в электропитании самолета в течение 2 минут 23 секунд из-за отказа трех генераторов;
    - неиспользование экипажем всех возможностей по восстановлению работоспособности бортового оборудования после восстановления работоспособности генератора №2 и подключения его, а также генератора ВСУ, на бортсеть;
    - невыполнение экипажем рекомендаций раздела 5 «Действия в сложных ситуациях», подразделы 5.13 «Полет с двумя неработающими двигателями» и 5.14 «Заход на посадку и посадка с двумя неработающими двигателями» РЛЭ самолета Ту-154М;
    - отсутствие со стороны КВС руководства и распределения обязанностей в экипаже и самостоятельные, не во всех случаях верные, действия его членов, недостаточная подготовка КВС в области управления ресурсами экипажа (CRM);
    - сложная ветровая обстановка по высотам, которая, при фактически исправном бортовом оборудовании и сложностях, которые испытывал экипаж при пилотировании по дублирующим приборам, дополнительно способствовала уклонению воздушного судна от посадочного курса;
    - недостаточная профессиональная подготовка как экипажа в целом, так и каждого его члена в отдельности к действиям в аварийных и сложных ситуациях, предусмотренных РЛЭ самолета Ту-154М;
    - невыполнение разработанных по результатам расследований инцидентов рекомендаций, направленных на предотвращение ошибочных действий бортинженера, приводящих к непреднамеренному выключению подкачивающих насосов расходного бака в полете.
    Окончательный отчет: